Уважаемые участники олимпиады!
Ответы на задания пишите на двойных листках в клетку. Оставьте место для штампа.Титульный лист подпишем в школе
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
ПО ХИМИИ
2022-2023 учебный
год
9 класс
I уровень
Задача 1. Растворы.
Решите задачу. К раствору серной кислоты массой 500 г с массовой долей 20 %
добавлен раствор серной кислоты массой 400 г с массовой долей 15 %. Определить
массовую долю серной кислоты в полученном растворе?
(15 б.)
Задача 2. Смеси
Решите
задачу. Смесь объемом
II уровень
Задача 3. Скорость
Некоторая гомогенная химическая реакция описывается уравнением: А + В ® С. Начальные концентрации веществ: С(А) = 1,2 моль/л, С(В) = 1,7 моль/л. Через 30 с после начала реакции концентрация вещества А уменьшилась до 0,02 моль/л.
1. Вычислите
скорость реакции на данном промежутке времени.
2. Вычислите
концентрацию вещества В через 30 с,
по значению скорости, рассчитанном в пункте 1 .
Если температуру проведения реакции
увеличить на 30°С, то значение концентрации вещества А, равное 0,02 моль/л обнаруживается уже через 5 с.
3. Во
сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры на 30°С ?
4. Влиять на изменение скорости химической реакции могут различные факторы. Опишите, как влияет на скорость реакции: а) наличие катализатора; б) увеличение степени измельчения веществ; в) уменьшение концентрации реагирующих веществ; г) увеличение давления при реакции между газообразными веществами?
(20 б.)
Задача 4. Алюминий - «летучий металл»
1. Напишите уравнения реакций, укажите тип химических реакций и
условия, с помощью которых можно осуществить
следующие превращения:
алюминий -----
сульфат алюминия ------ гидроксид алюминия ------
алюминат натрия---- хлорид
алюминия ----- алюминий.
2.Для уравнения второго фрагмента
цепочки запишите ионные уравнения.
3.Объясните амфотерность
алюминия.
(20 б.)
III уровень
Задача 5. Металл побочной подруппы Периодической системы Д.И.Менделеева.
Дана схема
превращений:
1. Расшифруйте
вещества X, Y, Z. Напишите все уравнения реакций. Подсказка:
вещество Z–оксид, содержащий 50% кислорода по массе.
2. Предложите
способы получения меди (возможны несколько стадий), если в качестве исходных
веществ взяты: а) сульфат меди (II), б) нитрат меди (II) .
( 30 б.)
Всего- 100 баллов.
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО
ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
ПО ХИМИИ
2022-2023 учебный
год
10 класс
I уровень.
Задание
1. Необычные валентности
Химические элементы азот, кислород и фтор являются
уникальными элементами в своих группах в Периодической системе химических
элементов. С одной стороны их называют типическими элементами, с другой
стороны, они не проявляют всех валентных возможностей, характерных для аналогов
этих химических элементов в группе.
1) Укажите, какие максимальные валентности и степени
окисления в соединениях проявляют азот, кислород и фтор и их аналоги – фосфор,
сера и хлор.
2) Объясните отличия в валентных возможностях азота, кислорода
и фтора от их аналогов.
3) Укажите валентности и степени окисления всех
химических элементов в следующих соединениях: 1) HNO3; 2) H2O; 3) HFO; 4) HClO4; 5) HNO2; 6) H4P2O7; 7) OF2; 8) K2SO4; 9) H2O2; 10) NH3.
Всего 15 баллов
Задание
2. Органические вещества.
Напишите уравнения реакций,
соответствующие следующей последовательности превращений:
+CI2 +K -Н2 + Н2О +
К
Дайте названия веществам А, Б, В, Г, Д
Всего 15 баллов.
ІІ
уровень
Задание
3. Азот
Напишите уравнения химических реакций, соответствующие
следующей схеме:
HNO3-> X1-> NO2-> HNO3-> N2-> NH3-> Х2-> NaCl.
1.Определите
неизвестные вещества. Укажите условия протекания реакций.
2.Оксид азота(IV) способен
димеризоваться с образованием N2O4. Изобразите
структурные формулы мономера и димера оксида азота(IV). Объясните, почему NO2
склонен к димеризации.
Всего 20 баллов
Задание 4. О строении углеводородов…
Соединения А, В,
С содержат в своем составе по четыре
атома углерода и относятся к разным классам углеводородов. Некоторые
характеристики для этих соединений приведены в таблице.
|
Характеристика |
А |
B |
C |
|
Молярная масса, г/моль |
58 |
|
|
|
DH2 |
|
|
|
|
Количество электронов в молекуле |
|
32 |
|
|
Количество σ-связей в молекуле |
|
|
|
|
Количество p-связей
в молекуле |
|
|
2 |
|
Молекулярная формула |
|
|
|
1. Пустые
ячейки в таблице заполните соответствующими характеристиками соединений А, В,
С.
2. Для
молекулярных формул соединений А, В, С,
которые вы установили в первом задании, изобразите по 2 любых изомера. Назовите
вещества согласно систематической номенклатуре.
3. В каждом
изображенном изомере укажите типы гибридизации атомов углерода, значение
валентных углов .
Всего 20 баллов
III
уровень
Задание
5. Сложные эфиры
Напишите уравнения
реакций синтеза метилацетата из метана и неорганических веществ.
Всего 30 баллов
Всего -100 баллов.
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО
ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
ПО ХИМИИ
2022-2023 учебный
год
11 класс
I уровень
Задание 1. Галогены.
Уравняйте реакцию с помощью метода
электронного баланса, укажите окислитель, восстановитель, процессы
восстановления и окисления:
KCI+KMnO4 +
H2SO4---- CI2 + MnSO4 + K2SO4
+ H2O
Предложите ещё 2 реакции получения хлора.
Всего 15 баллов
Задание 2. Равновесие
Изучалась
реакция СO2(г) + Н2(г)
1. Рассчитайте
константу равновесия реакции.
2. Запишите выражение для
скорости обратной реакции при помощи закона действующих масс.
Всего
15 баллов
II уровень
Задание 3. Электролиз.
В
электролизере провели электролиз 750 г25%-ного раствора нитрата серебра на
графитовых электродах. Во время электролиза на аноде выделилось 4,94 л (н.у.)
газа.
1. Какие электроды называют катодом и анодом,
какие заряды они имеют? Из каких материалов делают электроды?
2. Вычислите массу серебра, которое образовалось на
катоде во время электролиза. Весь ли нитрат серебра прореагировал?
Зависимость
количества вещества, образовавшегося при электролизе, от времени и силы тока
описывается обобщенным законом Фарадея:
где m – масса вещества, образовавшегося при электролизе, г;
М – молярная масса,
г/моль;
n –количество отдаваемых или принимаемых электронов;
I – сила тока, А;
t – время, с;
F – константа Фарадея, равная 96500 Кл/моль.
3. Рассчитайте, сколько времени протекал
электролиз, если сила тока была равна 2А?
Всего 20 баллов
Задание 4. Карбоновые кислоты
Предложите синтез
органического вещества, уксусной кислоты, из
неорганических веществ- известняка, воды и угля. Напишите уравнения реакций,
укажите условия их протекания.
Всего 20 баллов
III уровень
Задание 5.Олеум
1.
Почему олеум, несмотря на
его высокую реакционную способность, хранят в стальных емкостях?
2.
Известно, что олеум нельзя
разбавлять водой. Дайте химическое обоснование этому правилу. Как из олеума
приготовить раствор серной кислоты?
3.
Расшифруйте вещества,
зашифрованные буквами. Напишите уравнения реакций согласно схеме:
Всего
30 баллов
Всего-
100 баллов
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО
ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
ПО ХИМИИ
2022-2023 учебный
год
8 класс
I уровень
Задача 1. Смеси и способы их разделения.
Имеется смесь, состоящая из песка,
железной стружки, измельчённой серы, сахара. Предложите план разделения данной
смеси. Можно использовать химическое оборудование, распространённое вещество на
планете Земля. Для каждого шага работы определить вид смеси и способ
разделения.
(15 б.)
Задача 2.
Простые и сложные вещества. Химические формулы.
Определить
качественный и количественный состав веществ по формулам:
а)5Ca3(PO4)2 b) 2H2SO4 c)C6H12O6 d) 3 O3
Определить простые и сложные вещества
(15 б.)
II уровень
Задача 3. Химические уравнения
Расставьте коэффициенты в следующих схемах реакций:
A) KCIO3→KCI+O2
B) AI+ Zn (NO3)2→AI (NO3)3+Zn
C) CaO+P2O5→Ca3(PO4)3
D) BaCI2+AgNO3→Ba(NO3)2+AgCI
Для каждой реакции определите её вид. Определите валентность всех элементов в сложных веществах
(20 б.)
Задача 4. Массовая доля элемента в соединении
Рассчитать массовые доли элементов в веществах. Распределить их по
возрастанию массовой доли железа:
Fe2O3
FeO Fe3O4
(20 б.
III уровень
Задача 5. Химические реакции.
Написать
химические реакции, которые отвечают таким превращениям:
+О2 +HCl +AgNO3 t
( 30 б.)
Всего- 100 баллов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.