Wikipedia

Результаты поиска

ОЛИМПИАДА ПО ХИМИИ 2022-2023

 Уважаемые участники олимпиады!

Ответы на задания пишите на двойных листках в клетку. Оставьте место для штампа.Титульный лист подпишем в школе

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

 ПО ХИМИИ

2022-2023 учебный год

9 класс

I уровень

Задача 1. Растворы.

         Решите задачу. К раствору серной  кислоты массой 500 г с массовой долей 20 % добавлен раствор серной кислоты массой 400 г с массовой долей 15 %. Определить массовую долю серной кислоты в полученном растворе?

                                                                                                                                             (15 б.)

Задача 2.  Смеси

          Решите задачу. Смесь объемом 5 литров, состоящую из  оксида азота (II) с объемной долей 40 % и оксида азота (IV) с объемной долей 60 %, сожгли. Определить объем кислорода необходимый для этого.                                                                                                                                                (15 б.)                                                                                                                                                        

II уровень

Задача 3. Скорость

Некоторая гомогенная химическая реакция описывается уравнением: А + В ® С. Начальные концентрации веществ: С(А) = 1,2 моль/л, С(В) = 1,7 моль/л. Через 30 с после начала реакции концентрация вещества  А уменьшилась до 0,02 моль/л.

1. Вычислите скорость реакции на данном промежутке времени.

2. Вычислите концентрацию вещества В через 30 с, по значению скорости, рассчитанном в пункте 1 .

Если температуру проведения реакции увеличить на 30°С, то значение концентрации вещества А, равное 0,02 моль/л обнаруживается уже через 5 с.

3. Во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры на 30°С ?

4. Влиять на изменение скорости химической реакции могут различные факторы. Опишите, как влияет на скорость реакции: а) наличие катализатора; б) увеличение степени измельчения веществ; в) уменьшение концентрации реагирующих веществ; г) увеличение давления при реакции между газообразными веществами?

                                                                                                                                        (20 б.)  

Задача 4. Алюминий - «летучий металл» 

          1. Напишите уравнения реакций, укажите тип химических реакций и условия, с помощью которых можно осуществить  следующие превращения: 

алюминий  -----   сульфат алюминия ------ гидроксид алюминия  ------    алюминат натрия----    хлорид алюминия  -----  алюминий.

          2.Для уравнения второго фрагмента цепочки запишите ионные уравнения.  

          3.Объясните амфотерность алюминия.          

                                                                                                                                                (20 б.) 

III уровень

Задача 5. Металл побочной подруппы Периодической системы Д.И.Менделеева.

Дана схема превращений:

1. Расшифруйте вещества X, Y, Z. Напишите все уравнения реакций. Подсказка: вещество Z–оксид, содержащий 50% кислорода по массе.

2. Предложите способы получения меди (возможны несколько стадий), если в качестве исходных веществ взяты: а) сульфат меди (II), б) нитрат меди (II) .

 

( 30 б.)

 

Всего- 100 баллов.

 

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

 ПО ХИМИИ

2022-2023 учебный год

10 класс

I уровень.

Задание 1. Необычные валентности

 

Химические элементы азот, кислород и фтор являются уникальными элементами в своих группах в Периодической системе химических элементов. С одной стороны их называют типическими элементами, с другой стороны, они не проявляют всех валентных возможностей, характерных для аналогов этих химических элементов в группе.

1) Укажите, какие максимальные валентности и степени окисления в соединениях проявляют азот, кислород и фтор и их аналоги – фосфор, сера и хлор.

2) Объясните отличия в валентных возможностях азота, кислорода и фтора от их аналогов.

3) Укажите валентности и степени окисления всех химических элементов в следующих соединениях: 1) HNO3; 2) H2O; 3) HFO; 4) HClO4; 5) HNO2; 6) H4P2O7; 7) OF2; 8) K2SO4; 9) H2O2;  10) NH3.

Всего 15 баллов

  

Задание 2. Органические вещества.

 

           Напишите уравнения реакций, соответствующие следующей последовательности превращений:

 

      +CI2                        +K              -Н2                       +  Н2О           +   К

СН4          свет         A                   Б                 В                   Г                 Д

 

Дайте  названия веществам А, Б, В, Г, Д

 

                                                                                                   Всего 15 баллов.

ІІ уровень

Задание 3. Азот

Напишите уравнения химических реакций, соответствующие следующей схеме:

HNO3-> X1-> NO2-> HNO3-> N2-> NH3-> Х2-> NaCl.

1.Определите неизвестные вещества. Укажите условия протекания реакций. 

         2.Оксид азота(IV) способен димеризоваться с образованием N2O4. Изобразите структурные формулы мономера и димера оксида азота(IV). Объясните, почему NO2 склонен к димеризации. 

 

Всего 20 баллов

 

Задание 4. О строении углеводородов… 

Соединения А, В, С содержат в своем составе по четыре атома углерода и относятся к разным классам углеводородов. Некоторые характеристики для этих соединений приведены в таблице.

Характеристика

А

B

C

Молярная масса, г/моль

58

 

 

DH2

 

 

 

Количество электронов в молекуле

 

32

 

Количество σ-связей в молекуле

 

 

 

Количество p-связей в молекуле

 

 

2

Молекулярная формула

 

 

 

 

1. Пустые ячейки в таблице заполните соответствующими характеристиками соединений А, В, С.

2. Для молекулярных формул соединений А, В, С, которые вы установили в первом задании, изобразите по 2 любых изомера. Назовите вещества согласно систематической номенклатуре.

3. В каждом изображенном изомере укажите типы гибридизации атомов углерода, значение валентных углов .

Всего 20 баллов

 

III уровень

Задание 5. Сложные эфиры

      Напишите уравнения реакций синтеза метилацетата из метана и неорганических веществ.   

                                                                                                                              Всего 30 баллов

Всего -100 баллов.

                                                                                                                                                                    

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

 ПО ХИМИИ

2022-2023 учебный год

11 класс

 

I уровень

Задание 1. Галогены.

         Уравняйте реакцию с помощью метода электронного баланса, укажите окислитель, восстановитель, процессы восстановления и окисления:

                   KCI+KMnO4 + H2SO4---- CI2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O

Предложите ещё 2 реакции получения хлора.

                                                                                                                              Всего 15 баллов

Задание 2. Равновесие

           Изучалась реакция СO2(г) + Н2(г) СО(г) + Н2O(г). Химическое равновесие установилось при следующих равновесных концентрациях реагирующих веществ (моль/л): [СO2] = 2, [СО] = 4, [Н2] = 3, [Н2O] = 6. 

  1.   Рассчитайте константу равновесия реакции.

              2. Запишите выражение для скорости обратной реакции при помощи закона действующих масс. 

Всего 15 баллов

II уровень

Задание 3. Электролиз.

        В электролизере провели электролиз 750 г25%-ного раствора нитрата серебра на графитовых электродах. Во время электролиза на аноде выделилось 4,94 л (н.у.) газа.

1. Какие электроды называют катодом и анодом, какие заряды они имеют? Из каких материалов делают электроды?

2. Вычислите массу серебра, которое образовалось на катоде во время электролиза. Весь ли нитрат серебра прореагировал?

Зависимость количества вещества, образовавшегося при электролизе, от времени и силы тока описывается обобщенным законом Фарадея:

где m – масса вещества, образовавшегося при электролизе, г;

 М – молярная масса, г/моль;

n –количество отдаваемых или принимаемых электронов;

 I – сила тока, А;

t – время, с;

F – константа Фарадея, равная 96500 Кл/моль.

3. Рассчитайте, сколько времени протекал электролиз, если сила тока была равна 2А?

                                                                                                Всего 20 баллов

 

Задание 4. Карбоновые кислоты

 

       Предложите синтез органического вещества, уксусной кислоты, из  неорганических веществ- известняка, воды и угля. Напишите уравнения    реакций, укажите условия их протекания.

                                                                                                                              Всего 20 баллов

 

III уровень

Задание 5.Олеум

 

1.         Почему олеум, несмотря на его высокую реакционную способность, хранят в стальных емкостях?

2.         Известно, что олеум нельзя разбавлять водой. Дайте химическое обоснование этому правилу. Как из олеума приготовить раствор серной кислоты?

3.         Расшифруйте вещества, зашифрованные буквами. Напишите уравнения реакций согласно схеме:

 

Всего 30 баллов

 

 Всего- 100 баллов

 

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

 ПО ХИМИИ

2022-2023 учебный год

8 класс

I уровень

Задача 1. Смеси и способы их разделения.

         Имеется смесь, состоящая из песка, железной стружки, измельчённой серы, сахара. Предложите план разделения данной смеси. Можно использовать химическое оборудование, распространённое вещество на планете Земля. Для каждого шага работы определить вид смеси и способ разделения.

                                                                                                                                                 (15 б.)

Задача 2.  Простые и сложные вещества. Химические формулы.

          Определить качественный и количественный состав веществ по формулам:

 

а)5Ca3(PO4)2         b) 2H2SO4        c)C6H12O6      d) 3 O3

 

Определить  простые и сложные вещества

                                                                                                                                                (15 б.)                                                                                                                                  

II уровень

Задача 3. Химические уравнения

Расставьте коэффициенты в следующих схемах реакций:

A) KCIO3KCI+O2

B) AI+ Zn (NO3)2AI (NO3)3+Zn

C) CaO+P2O5Ca3(PO4)3

D) BaCI2+AgNO3Ba(NO3)2+AgCI

Для каждой реакции определите её вид. Определите валентность всех элементов в сложных веществах

                                                                                                                                             (20 б.) 

 

Задача 4. Массовая доля элемента в соединении 

          Рассчитать массовые доли элементов в веществах. Распределить их по возрастанию массовой  доли железа:

Fe2O3          FeO          Fe3O4

                                                                                                                                                 (20 б. 

III уровень

 

Задача 5. Химические реакции.


Написать химические реакции, которые отвечают таким превращениям:

        +О2                       +HCl                       +AgNO3                                t

Са                A                          Б                      В                         Г            

Дать названия веществам, которые  зашифрованы буквами, и указать типы химических реакций. В  веществе А массовая доля кальция составляет 71,5 %,а кислорода 28,5 %.                                                                                 

( 30 б.)

 

Всего- 100 баллов.

 

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

 ВНИМАНИЕ! С 03.10.2022 г. и до особого распоряжения школа переходит на дистанционное обучение.  Напоминаю, что за жизнь и здоровье детей в ...