Wikipedia

Результаты поиска

Олимпиады по химии

Уважаемые ученики!

Олимпиада по химии проводится в дистанционном режиме . В олимпиаде принимают участие учащиеся  9-11 классов. Участие в олимпиаде добровольное. Дата проведения олимпиады согласно графика - 3 декабря 2021 года

Олимпиадную работу оформить на двойном тетрадном листе в клетку.

Подпись олимпиадной работы на титульном листе СДЕЛАТЬ ТАК.

Выполненную работу принести в школу в день проведения Олимпиады или на следующий день

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Задания для решений.

 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

                                                   МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

 ПО ХИМИИ

2021-2022 учебный год

9 класс

Перечень учебников, на основании которых составлены задания:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.

  2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с.


I уровень

Задача 1. Растворы.

         Решите задачу. К раствору серной  кислоты массой 500 г с массовой долей 20 % добавлен раствор серной кислоты массой 400 г с массовой долей 15 %. Определить массовую долю серной кислоты в полученном растворе? 

                                                                                                                                                (15 б.)

Задача 2.  Смеси

          Решите задачу. Смесь объемом 5 литров, состоящую из  оксида азота (II) с объемной долей 40 % и оксида азота (IV) с объемной долей 60 %, сожгли. Определить объем кислорода необходимый для этого.    

                                                                                                                                            (15б.)                                                                                                                                                               

II уровень

Задача 2. Скорость


Некоторая гомогенная химическая реакция описывается уравнением: А + В С. Начальные концентрации веществ: С(А) = 1,2 моль/л, С(В) = 1,7 моль/л. Через 30 с после начала реакции концентрация вещества  А уменьшилась до 0,02 моль/л.

1. Вычислите скорость реакции на данном промежутке времени.

2. Вычислите концентрацию вещества В через 30 с, по значению скорости, рассчитанном в пункте 1 .

Если температуру проведения реакции увеличить на 30°С, то значение концентрации вещества А, равное 0,02 моль/л обнаруживается уже через 5 с.

3. Во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры на 30°С ?

4. Влиять на изменение скорости химической реакции могут различные факторы. Опишите, как влияет на скорость реакции: а) наличие катализатора; б) увеличение степени измельчения веществ; в) уменьшение концентрации реагирующих веществ; г) увеличение давления при реакции между газообразными веществами?


                                                                                                                                                (20 б.)  


Задача 4. Алюминий - «летучий металл»


          1. Напишите уравнения реакций, укажите тип химических реакций и условия, с помощью которых можно осуществить  следующие превращения:  

алюминий  -----   сульфат алюминия ------ гидроксид алюминия  ------    алюминат натрия----    хлорид алюминия  -----  алюминий. 

          2.Для уравнения второго фрагмента цепочки запишите ионные уравнения.   

          3.Объясните амфотерность алюминия.           

                                                                                                                                                 (20 б.)


III уровень


Задача 5. Металл побочной подруппы Периодической системы Д.И.Менделеева.


Дана схема превращений:

1. Расшифруйте вещества X, Y, Z. Напишите все уравнения реакций. Подсказка: вещество Z–оксид, содержащий 50% кислорода по массе.

2. Предложите способы получения меди (возможны несколько стадий), если в качестве исходных веществ взяты: а) сульфат меди (II), б) нитрат меди (II) .


( 30 б.)


Всего- 100 баллов.



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

                                                   МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

 ПО ХИМИИ

2021-2022 учебный год

10 класс


Перечень учебников, на основании которых составлены задания:

            1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. – 4-е изд. – М.: Просвещение,

2016. – 207 с.

              2.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.   – 208 с.

            3.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 10 класс. учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

I уровень.

Задание 1. Необычные валентности


Химические элементы азот, кислород и фтор являются уникальными элементами в своих группах в Периодической системе химических элементов. С одной стороны их называют типическими элементами, с другой стороны, они не проявляют всех валентных возможностей, характерных для аналогов этих химических элементов в группе.

1) Укажите, какие максимальные валентности и степени окисления в соединениях проявляют азот, кислород и фтор и их аналоги – фосфор, сера и хлор. 

2) Объясните отличия в валентных возможностях азота, кислорода и фтора от их аналогов. 

3) Укажите валентности и степени окисления всех химических элементов в следующих соединениях: 1) HNO3; 2) H2O; 3) HFO; 4) HClO4; 5) HNO2; 6) H4P2O7; 7) OF2; 8) K2SO4; 9) H2O2;  10) NH3

Всего 15 баллов



Задание 2. Органические вещества.


           Напишите уравнения реакций, соответствующие следующей последовательности превращений:


                   +CI2                        +K              -Н2                       +  Н2О           +   К

СН4 свет   A                   Б                 В                   Г                 Д


Дайте  названия веществам А, Б, В, Г, Д


      Всего 15 баллов.


ІІ уровень 

Задание 3. Азот 

Напишите уравнения химических реакций, соответствующие следующей схеме: 

HNO3-> X1-> NO2-> HNO3-> N2-> NH3-> Х2-> NaCl. 

1.Определите неизвестные вещества. Укажите условия протекания реакций.  

         2.Оксид азота(IV) способен димеризоваться с образованием N2O4. Изобразите структурные формулы мономера и димера оксида азота(IV). Объясните, почему NO2 склонен к димеризации.  


Всего 20 баллов 


Задание 4. О строении углеводородов… 


Соединения А, В, С содержат в своем составе по четыре атома углерода и относятся к разным классам углеводородов. Некоторые характеристики для этих соединений приведены в таблице.

Характеристика

А

B

C

Молярная масса, г/моль

58



DH2




Количество электронов в молекуле


32


Количество σ-связей в молекуле




Количество π-связей в молекуле



2

Молекулярная формула 





1. Пустые ячейки в таблице заполните соответствующими характеристиками соединений А, В, С.

2. Для молекулярных формул соединений А, В, С, которые вы установили в первом задании, изобразите по 2 любых изомера. Назовите вещества согласно систематической номенклатуре.

3. В каждом изображенном изомере укажите типы гибридизации атомов углерода, значение валентных углов .

Всего 20 баллов


III уровень

Задание 5. Сложные эфиры

      Напишите уравнения реакций синтеза метилацетата из метана и неорганических веществ.

                                                                                                                              Всего 30 баллов

Всего -100 баллов.

                                                                       




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

                                                   МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

 ПО ХИМИИ

2021-2022 учебный год

11 класс

Перечень учебников, на основании которых составлены задания:

           1.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.

2.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с.

3.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 10 класс. учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

4.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 11 класс. учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

 

I уровень

Задание 1. Галогены.

         Уравняйте реакцию с помощью метода электронного баланса, укажите окислитель, восстановитель, процессы восстановления и окисления:

                   KCI+KMnO4 + H2SO4---- CI2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O

Предложите ещё 2 реакции получения хлора.

                                                                                                                              Всего 15 баллов

Задание 2. Равновесие

           Изучалась реакция СO2(г) + Н2(г) СО(г) + Н2O(г). Химическое равновесие установилось при следующих равновесных концентрациях реагирующих веществ (моль/л): [СO2] = 2, [СО] = 4, [Н2] = 3, [Н2O] = 6.  

  1.   Рассчитайте константу равновесия реакции. 

              2. Запишите выражение для скорости обратной реакции при помощи закона действующих масс.  

Всего 15 баллов 

II уровень 

Задание 3. Электролиз.

        В электролизере провели электролиз 750 г25%-ного раствора нитрата серебра на графитовых электродах. Во время электролиза на аноде выделилось 4,94 л (н.у.) газа.

1. Какие электроды называют катодом и анодом, какие заряды они имеют? Из каких материалов делают электроды?

2. Вычислите массу серебра, которое образовалось на катоде во время электролиза. Весь ли нитрат серебра прореагировал?

Зависимость количества вещества, образовавшегося при электролизе, от времени и силы тока описывается обобщенным законом Фарадея:

m=Mn∙F∙I∙t

где m – масса вещества, образовавшегося при электролизе, г;

 М – молярная масса, г/моль; 

n –количество отдаваемых или принимаемых электронов;

 I – сила тока, А; 

t – время, с; 

F – константа Фарадея, равная 96500 Кл/моль.

3. Рассчитайте, сколько времени протекал электролиз, если сила тока была равна 2А?

                                                                                                Всего 20 баллов


Задание 4. Карбоновые кислоты


       Предложите синтез органического вещества, уксусной кислоты, из  неорганических веществ- известняка, воды и угля. Напишите уравнения    реакций, укажите условия их протекания. 

                                                                                                                              Всего 20 баллов


III уровень 

Задание 5.Олеум


  1. Почему олеум, несмотря на его высокую реакционную способность, хранят в стальных емкостях? 

  2. Известно, что олеум нельзя разбавлять водой. Дайте химическое обоснование этому правилу. Как из олеума приготовить раствор серной кислоты? 

  3. Расшифруйте вещества, зашифрованные буквами. Напишите уравнения реакций согласно схеме: 


Всего 30 баллов 



 Всего- 100 баллов


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

 ВНИМАНИЕ! С 03.10.2022 г. и до особого распоряжения школа переходит на дистанционное обучение.  Напоминаю, что за жизнь и здоровье детей в ...